Федеральный «Ростех» хочет освоить миллиарды на омском мусоре

25 марта 2015, 11:05

Решение горсовета о выносе за черту населенного пункта Ленинской и Кировской свалок не стало аргументом в суде

Тринадцатого марта Арбитражный суд Омской области обнародовал резолютивную часть решения по иску департамента имущественных отношений Омска к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным решения по снятию с кадастрового учета Кировского и Ленинского полигонов твердых бытовых отходов. В случае выигрыша город Омск мог рассчитывать затратить на рекультивацию этих двух крупнейших свалок от 400 до 500 млн руб., теперь, при проигрыше, затраты на рекультивацию могут составить 8 – 10 млрд руб. И в этом, похоже, кто-то может быть очень заинтересован.

Напомню суть дела.  Срок лицензии на захоронение отходов закончился у ООО «Экологические технологии» на Кировский полигон в феврале 2014 года, а у ООО «Омская клининговая компания «Норма плюс» на Ленинский полигон – в марте. Однако несмотря на многочисленные и неоднократные громогласные заявления, что обе эти свалки прекратили свою деятельность, это все не так. Они продолжили принимать мусор под маркой «временное складирование на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления». Подразумевается, что все привезенное на эти полигоны после завершения срока лицензии – в обязательном порядке позже должно быть перевезено на лицензированный полигон (правда, этим лицензированным полигоном могут в конце концов стать сами Кировская и Ленинская свалки). В прошлый четверг, 19 марта, первый вице-мэр Омска Сергей ФРОЛОВ очередной последний раз заявил о прекращении приема мусора на этих двух полигонах.

12 августа Центральный суд города Омска вынес решение «признать незаконным бездействие администрации города Омска по недопущению размещения отходов производства и потребления в границах населенного пункта город Омск» и обязал администрацию устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления, прекратив использование для целей размещения твердых бытовых отходов земельных участков.

13 августа 2014 года департаментом имущественных отношений Омска в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области поданы заявления о постановке на государственный кадастровый учет Кировского и Ленинского полигонов твердых бытовых отходов как сооружений, то есть в качестве объектов недвижимости. Что и было вскоре сделано.

9 октября состоялись публичные слушания по внесению изменений в Генплан города по инициативе «Экотехнологий» и «Нормы плюс», эксплуатирующих вышеуказанные полигоны. Суть предлагаемых изменений: исключить земельные участки под двумя крупнейшими городскими свалками – в Кировском и Ленинском округах – из границ населенного пункта город Омск. Это главное препятствие к получению ими лицензии.

20 октября прокуратурой города Омска было направлено в Кадастровую палату представление о незаконности постановки на учет полигонов как сооружений. 28 октября с подачи палаты Управлением Росреестра по Омской области администрации Омска было отказано в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи со снятием указанных объектов с кадастрового учета.

24 ноября департамент имущественных отношений Омска подал иск в суд о незаконности снятия с учета полигонов как имущественных комплексов.

28 ноября на брифинге в прокуратуре начальник отдела по надзору за соблюдением законов и законностью правовых актов прокуратуры Омской области Артем ШЕЛЬМАНОВ заявил, что им удалось остановить незаконные действия муниципалитета по дальнейшей эксплуатации рассматриваемых земель под размещение твердых бытовых отходов: мэрия организовала работы по инвентаризации объектов, расположенных на указанных участках, и получению кадастровых паспортов на них. Далее полигоны как объекты недвижимости предполагалось включить в соответствующий реестр и продолжить эксплуатацию.

Более того, по словам ШЕЛЬМАНОВА, формальное исключение из границ города Омска земельных участков, занятых под размещение свалок, не является надлежащим решением проблемы с учетом имеющихся нарушений санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. Поэтому «в связи со злостным неисполнением администрацией города Омска возложенных обязанностей в ближайшее время органами прокуратуры будет дана уголовно-правовая оценка действий должностных лиц администрации Омска на предмет наличия признаков преступления».

 

Там же было объявлено о возбуждении уголовных дел в связи с «Экотехнологиями» и «Нормой плюс» за продолжающуюся эксплуатацию полигонов. На этом брифинге «КВ» как раз задали вопрос: ну вы же понимаете, что, независимо от этого уголовного дела, мусор продолжают отвозить на эти два полигона? Ответа мы не получили.

17 декабря 2014 года Омский горсовет исключил из границ населенного пункта территории обоих полигонов.

25 декабря на пресс-конференции заместитель министра природных ресурсов и экологии Омской области Юрий ЯРЦЕВ, отвечая на вопрос «КВ», разъяснил, в чем смысл постановки на учет полигонов как сооружений: по мнению прокуратуры и Омскприроднадзора рекультивироваться должны земельные участки, на которых располагаются свалки, что означает, что весь (!!!) мусор должен быть оттуда вывезен в другое место. Позиция омского минприроды и мэрии на тот момент была иной: рекультивироваться должны свалки как объекты недвижимости, потому как требование вывезти весь мусор оттуда абсурдно – это никому не по силам, так как мусор туда сваливают с 60-х годов прошлого века. Если же позволить «Норме плюс» и «Экотехнологиям» продолжить эксплуатацию свалок при выполнении условий природоохранного законодательства, то компании получат прибыль, часть которой будут направлять на рекультивацию.

По словам ЯРЦЕВА, в последнем случае на рекультивацию каждой свалки потребуется около 200 – 250 млн руб. В ином случае за процедуру закрытия свалки (а это трудоемкий и сложный процесс) придется платить бюджету. Сколько? На этот вопрос ответил бывший гендиректор ООО «Омская клининговая компания «Норма плюс» Виталий ПУТИНЦЕВ: «Мы подсчитали, что только перевозка автомобилями, не считая экскаваторов, зачистки и так далее, – только на перевозку всех ТБО с Ленинской свалки потребуется около 3,5 млрд. Плюс утилизация, плюс работа других механизмов».

А теперь вернемся к арбитражному суду, опубликовавшему резолютивную часть своего решения 13 марта 2015 года. Это был иск стоимостью около восьми миллиардов рублей. Ради этого решения состоялись публичные слушания 9 октября и вынесено решение горсовета 17 декабря. Это был итог чуть ли не годового противостояния. Я лично присутствовал практически на всех заседаниях этого суда. Администрация Омска не дралась как лев за этот многомиллиардный вопрос. Перед юристом департамента имущественных отношений на столе, помимо документов для суда, лежал список судебных дел на сегодня, в котором фигурировали иски о взыскании арендной платы с конкретных юрлиц в объеме десяти – двадцати тысяч рублей. Текущее дело было в череде других, ничем от них не отличаясь. Даже прокуратура не ожидала такого слабого отпора. Предполагая ожесточенное сопротивление, в процессе участвовали аж два представителя прокуратуры: заместитель начальника отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе Людмила КОРНЕЕВА и помощник прокурора Омска Ирина СОСКОВЕЦ. КОРНЕЕВА, похоже, даже целую речь приготовила по поводу исключения полигонов из границ населенного пункта с аргументом, что-де в границах города Омска они все же остались, тщетно пытаясь навести на это направление юриста депимущества. А та упорно не наводилась, хотя и упомянула. Причем юридически неправильно, говоря о границах Омска, а не о границах населенного пункта Омск.

Главным аргументом юриста администрации был следующий: заявление о снятии с кадастрового учета может делать лишь тот, по чьему заявлению на этот учет объект был поставлен. Прокуратура же упирала на то, что подъездные пути, свалки и другие объекты, расположенные на территории свалки, еще не делают ее единым объектом недвижимости. Говорили, что превратить свалку в полигон сегодня невозможно физически: нельзя же снять мусор и сделать под ним положенную по нормативам изолирующую подложку. Приводили в пример полигон «ЖКХ-Сервис» в Советском районе. Не зная, наверное, что этот полигон не принят в эксплуатацию и тоже не отвечает всем нормативам полигона ТБО, в частности, там отсутствует изолирующая подложка, о чем есть соответствующее судебное решение.

То есть город мог бы посопротивляться, а может, и отбиться. Почему этого не сделано? Как утверждают источники «КВ», на прошлой неделе в Омске в течение нескольких дней провели ряд переговоров представители федеральной компании «Ростех». Напомню, что в ноябре прошлого года гендиректор этой госкорпорации направил на имя президента ПУТИНА письмо о том, что «Ростех» готов контролировать развитие инфраструктуры для утилизации отходов по всей России, для чего в ее структуре появилась «дочка» «Национальный экологический оператор». Чтобы у «Ростеха» были на это деньги, корпорация может получать субсидии из средств госпрограммы и федеральных целевых программ. Таким образом, уже в 2015 году «Ростех» мог бы претендовать на 30 млрд руб. Так что есть за что побороться. Как говорят, Омской области может достаться несколько миллиардов. «Ростех» уже два года концентрирует вокруг себя региональных операторов: в 2013 году, например, «дочка» «Ростеха» «РТ-инвест» купила татарского оператора по вывозу и утилизации отходов, по существу став монополистом в РТ. Так что, возможно, «Ростех» как раз заинтересован в финансово объемных работах в Омской области по утилизации мусора. Например, по вывозу ТБО с Кировской и Ленинской свалок на новое место: на этом можно освоить немало миллиардов.

Источник: http://kvnews.ru/gazeta/2015/mart/-11/federalnyy-rosteh-hochet-osvoit-milliardy-na-omskom-musore